img9.jpg
Общие сведения об Общественной награде "За благоустройство среды обитания"
Image

Учредители, органы власти, спонсоры и жюри.

 
Лауреаты Общественной награды "За благоустройство среды обитания" 2016
Image

Полный список всех лауреатов.

 
Номинанты Общественной награды "За благоустройство среды обитания" 2016
Image

Полный список по всем номинациям.

 
Учащиеся Кавказского района передали использованные батарейки в ООО "Ртутная безопасность"
Image

Учащиеся собрали 1200 использованных батареек. Передача трех контейнеров опасных отходов состоялась в Краснодаре.

 
Все новости


  Ссылки на международные общественные
организации, с которыми мы сотрудничаем





Главная arrow Взаимодействие с ГУФСИН по Краснодарскому краю arrow Доклад председателя ОНК Т. С. Пилиляна на конференции ФСИН
Опубликовать


Доклад председателя ОНК Т. С. Пилиляна на конференции ФСИН Печать
28.04.2009 г.
Г. С. Пилиляна

Доклад председателя Общественной наблюдательной комиссии Краснодарского края по осуществлению общественного контроля за обеспечение прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания Г. С. Пилиляна

Несмотря на общие карательные тенденции в пенитенциарной политике, в системе мест лишения свободы существуют отдельные учреждения, в которых ситуация в области обеспечения прав заключенных достаточно благополучная. Есть регионы, где, как бы ни складывалась «оперативная обстановка» в местах лишения свободы, спецназ Минюста не вводится, конфликты разрешаются местной администрацией. По данным правозащитников, это Краснодарский край и Орловская область. Возможно, есть и другие. Особенно важно подчеркнуть, что подобная стабилизация связана с активным взаимодействием властей с гражданскими структурами.

Существенную пользу в улучшение положения с соблюдением прав заключенных может внести давно подготовленный законопроект, вводящий гражданский контроль в закрытых (режимных) учреждениях, в первую очередь, в местах заключения, но он до сих пор лежит без движения (Лев Пономарев, Исполнительный директор Общероссийского общественного движения «За права человека». 2005 год).

Формирование демократического гражданского общества России предопределило необходимость реформирования ее уголовно-исполнительной системы, которая не

могла оставаться в отрыве от перемен, происходящих в обществе в целом.

Можно выделить ряд основополагающих направлений деятельности по переходу к управлению отечественными пенитенциарными учреждениями, принятому во всех цивилизованных странах мира.

Первое направление — совершенствование нормативной базы деятельности уголовно-исполнительной системы. За последнее десятилетие было принято 36 федеральных законов и более 40 постановлений Федерального Собрания и Правительства РФ, направленных на государственную поддержку уголовно-исполнительной системы, укрепление гарантий прав граждан, совершивших преступления и временно изолированных от общества. Только в УИК РФ различные поправки вносились 27 раз.

Второе направление — улучшение условий содержания лиц, находящихся в следственных изоляторах. В рамках реализации Федеральной целевой программы «Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002—2006 годы» было создано 14,7 тыс. мест для размещения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 38, ст. 3743). Начиная с 2007 г. ФСИН России приступила к реализации Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007—2016 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2006 г. № 540 (Там же. 2006. № 39, ст. 4075). Программой предусматривается ввод в действие 176 тыс. квадратных метров жилой площади в следственных изоляторах, что позволит привести условия содержания подследственных в соответствие с российским законодательством, а в 27 изоляторах — в соответствие с рекомендуемой международной санитарной нормой площади на одного человека в размере 7 квадратных метров. Строительство такой тюрьмы будет осуществляться и в краснодарском крае в гор. Белореченске

В настоящее время реализуется пилотный проект по предоставлению осужденным видео-свидания. По его результатам будет принято решение об инициировании внесения дополнений в УИК РФ с целью нормативного закрепления данного вида свиданий осужденных с их родственниками или иными лицами.

Третье направление — разработка новых видов наказания.

О гуманизации:

Сегодня проходит согласование проект Федерального закона о введении в действие нового вида наказания — ограничение свободы. В связи с этим прогнозируется постановка на учеты в уголовно исполнительные инспекции свыше 110 тыс.осужденных к этому виду наказания. В текущем году при поддержке Еврокомиссии начинается проведение эксперимента по применению электронных систем слежения за осужденными без лишения свободы, а также отбывающими наказание в колониях-поселениях пилотный проект проводится в ГУФСИН воронежской области Меры пресечения (подписка о невыезде, домашний арест)существенно снизит наполняемость места изоляций

Депутаты приняли в первом чтении президентский законопроект «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс», направленный на «гуманизацию уголовного права». При необходимых для принятия решения 226 голосах законопроект поддержали 281 депутат. Представляя законопроект, полномочный представитель главы государства в нижней палате Александр Котенков подчеркнул, что «хотя принятый шесть лет назад УК заметно более прогрессивный, чем прежний», анализ судебно-следственной практики показал, что многие правовые нормы «необходимо совершенствовать, уголовная политика государства нуждается в дальнейшей гуманизации».


Прежде всего это касается вопроса уголовной ответственности несовершеннолетних. Теперь 14v16-летних подростков за преступления небольшой и средней тяжести и несовершеннолетних 17v18 лет за преступления небольшой тяжести наказывать лишением свободы не будут. Пересмотрены понятия рецидива и неоднократности преступлений, введены четкие критерии более строгого наказания в случае применения этих понятий. Такой вид наказания, как штраф, устанавливается в абсолютном денежном выражении. В доход государства будет обращаться только имущество, нажитое незаконным путем. В законопроекте значительно расширено понятие необходимой обороны.

Из УК исключаются низшие пределы лишения свободы за отдельные преступления небольшой и средней тяжести. Вместо этого шире будут применяться другие виды наказаний, в частности исправительные работы. В рамках общей гуманизации уголовной политики снижаются максимальные санкции за преступления по неосторожности; исключаются некоторые составы преступления, ответственность за которые предусмотрена новым Кодексом административных правонарушений; изменяется редакция статей УК о налоговых преступлениях. Усиливается ответственность за сбыт наркотических средств и их аналогов, в особенности несовершеннолетним.
Законопроект направлен не столько на либерализацию, сколько на восстановление справедливости.а многие преступления до сих пор были установлены несоразмерно тяжелые наказания и длительные сроки. Теперь, с принятием поправок к УК, суды смогут выносить наказания с учетом личности преступника, а у следственных органов появится возможность расследовать и раскрывать действительно тяжкие преступления. По статистике, из ежегодно регистрируемых 3 миллионов преступлений убийства составляют только 30 тысяч, в то время как крупные и мелкие кражи до 2 миллионов 200 тысяч.

Министр юстиции России Александр Коновалов считает система помилования в России слишком бюрократизирована и необходимо упростить институт помилования в стране.

«Мы считаем, что этот институт нуждается в том, чтобы его упростить, сделать более короткими сроки помилования с тем, чтобы люди реально успевали обращаться с этим вопросом и получить ответ», — заявил глава Минюста, отвечая в субботу 25 апреля 2009 года на вопросы журналистов.

По его мнению, «институт помилования претерпевает серьезную конкуренцию со стороны института условно-досрочного освобождения (УДО)». Как считает министр, «механизм помилования сегодня довольно громоздкий — заявление должно проходить через несколько бюрократических этажей: сначала в администрацию колонии, региональную комиссию по помилованию, затем к руководителю субъекта Федерации, а затем на подпись к президенту». В целом, считает он, «институт помилования нуждается в развитии». «И сейчас обсуждается механизм того, как сделать это развитие перспективным», — добавил глава Минюста.

Динамика президентской милости у второго главы современного российского государства вообще была отрицательной: если в 2005 году были помилованы 42 человека, в 2006-м только девять, а на следующий год — никто.

Такая ситуация стала возможна с ликвидацией в 2001 году президентским указом Комиссии по помилованию при главе государства, которую возглавлял правозащитник и писатель Анатолий Приставкин. За 10 лет своей работы она освободила или изменила приговор более чем 69 тыс. осужденных, из них — 12 тыс. смертникам, которые получили пожизненное заключение. С передачей ее функций на региональный уровень дело застопорилось.

Комиссии при губернаторах, собирающиеся по закону не реже 9—10 раз в год, представляют свое решение на рассмотрение региональному начальнику, который волен утвердить или не утвердить рекомендацию о помиловании. Затем документы идут в Москву в Департамент организационной работы по вопросам помилования при Управлении президента по обеспечению конституционных прав граждан. В этой кремлевской структуре вопрос решается уже окончательно, после чего бумаги идут на подпись к президенту.

Впервые о реформе механизма помилования заговорили в феврале этого года после выездного заседания в Вологде президиума Госсовета «О состоянии уголовно-исполнительной системы РФ».

Тогда президент ухватился за дежурно сказанные губернатором Вологодской области Вячеславом Позгалевым слова о «востребованности» региональных комиссий по помилованию.

Было понятно, что их работа главу государства если и удовлетворяет, то не слишком. «Я специально на эту тему никогда не высказывался, но считаю, что здесь недопустимо шараханье. Недопустима такая ситуация, когда эти комиссии либо пачками предлагают лиц, которые обращаются с такого рода требованиями, просьбами к власти, причем по самым разным составам преступлений, так и, наоборот, когда эти комиссии вообще никого не предлагают к помилованию», — заявил Медведев. «Здесь должна быть разумная государственная линия, но этим вопросом, конечно, буду заниматься я сам как президент», — пообещал подумать глава государства. О том, что глава государства решил наконец разморозить институт президентского помилования, стало известно на прошлой неделе. Он помиловал 12 человек, которые были осуждены за нетяжкие преступления и решением суда приговорены к срокам заключения от 1 до 2 лет. Во вторник пресс-служба Кремля обнародовала все указы о помиловании, из которых можно сделать выводы о подходе властей к проблеме. Среди одаренных президентской милостью четверо выходцев из Краснодарского края

Четвертое направление — совершенствование системы общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы, соблюдением прав человека в местах лишения свободы. Соблюдение прав человека в уголовно-исполнительной системе постоянно контролируется прокуратурой, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Общественной палатой, российскими общественными организациями, а также Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее: ЕКПП), верховным комиссаром ООН по правам человека, а также представителями международных правозащитных организаций.

10 июня 2008 г. был принят Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» № 76-ФЗ". Однако еще до его принятия многие общественные объединения активно сотрудничали с уголовно-исполнительной системой и участвовали в контроле за обеспечением прав человека в местах лишения свободы. А в 2003 г. был создан Общественный совет при ФСИН России по Краснодарскому краю, основной целью которого является привлечение общественности к решению задач, стоящих перед уголовно исполнительной системой, защите прав и законных интересов сотрудников, а также осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах. Во всех территориальных органах ФСИН России также созданы общественные советы. Только в 2008 г. в пенитенциарных учреждениях страны было зафиксировано более 50 тыс. посещений представителями общественных и правозащитных организаций, разных религиозных конфессий. Принципиально изменились взаимоотношения со средствами массовой информации. Ежегодно публикуются тысячи материалов о деятельности пенитенциарных учреждений, в том числе проблемных, что позволяет привлечь внимание общества, органов законодательной и исполнительной власти, ускорить принятие важных для реформирования системы решений.

В целом можно сказать, что за прошедшие годы созданы необходимые предпосылки для перехода к следующему этапу реформирования уголовно-исполнительной системы, решать имеющиеся проблемы на качественно новом, более высоком, уровне. Сегодня становится очевидным, что решение задачи приближения отечественной пенитенциарной системы к международным стандартам требует ее преобразования в реабилитационную систему, способствующую физическому и духовному оздоровлению осужденных, приобретению ими необходимой профессии и образования, возвращению обществу законопослушных и дееспособных граждан, безусловному обеспечению прав, свобод и интересов осужденных, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.

С учетом установок, изложенных Президентом РФ Д. Медведевым, о необходимости изменения отношения общества к системе исполнения наказаний в целом представляется необходимым активизировать работу по формированию теоретико-методологических, правовых, психологических и организационных предпосылок реализации международных правовых документов в сфере деятельности ФСИН России.

За три месяца работы общественной наблюдательной комиссии Краснодарского края по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания (далее ОНК КК), проведено 10 проверок мест принудительного содержания. Из них относящихся к ведомствам: ГУФСИН —  14; МВД —  4; мин. образования и науки —  1. В них приняло участие 19 членов ОНК. Получено жалоб и заявлений от граждан —  9.

В ходе проверок нарушений прав человека не отмечено, за исключением изолятора временного содержания при ОВД по Темрюкскому району в котором отмечены следующие нарушения:

1) в камерах № 8,9 отсутствует санузел, нет водопровода, нет матрасов и постельных принадлежностей;

2) отсутствует посуда для приема пищи;

3) задержанные при поступлении в ИВС не принимают душ, отсюда наличие у них вшей;

4) в ИВС не размещена информация о времени работы учреждения, часах приема передач и продуктовых нормах.

Вопросы, нуждающиеся в разрешении:

1) в больничной палате ФБУ ИК-6 пос. Двубратский находятся заключенные Дудкин Олег Васильевич и Остряников Сергей Николаевич с диагнозом: облетрирующий апдетеревит. Для излечения болезни заключенным необходим перевод в г. Саликамск. Руководство ФБУ ИК-6 обращалось с просьбой о переводе, но получило отказ;

2) повсеместно заключенные просят обеспечить им в колонии рабочие места, к примеру, в ФГУ ИК-3 пос. Двубратский имеется швейная фабрика, но нет государственного заказа на швейные изделия фабрики;

3) в ФГУ ИК-3 пос. Двубратский необходимо выделить дополнительно к имеющимся 0,5 ставки врача и 0,5 ставки медсестры для работы в тубдиспансере колонии, по возможности перевести тубдиспасер на другую территорию, где нет Дома матери и ребенка;

4) 50% сотрудников ФБУ ИК-6 пос. Двубратский (70 человек персонала) не имеют собственного жилья;

5) для всей системы ГУФСИН характерно несоответствие продовольственных и командировочных нормативов современным реалиям, так, суточный паек сотрудника 20 рублей, командировочные — 100 рублей в сутки;

6) медицинское оборудование ФБУ МОТБ изношено на 90% и требует замены.

Предложения в адрес Общественной палаты РФ:

1. ОП РФ инициировать принятия закона о гарантиях для осужденных иметь в колониях рабочие места и об обязательном госзаказе для фабрик и цехов исправительных учреждений;

2. ОП РФ выступить инициатором изменения норм суточного довольствия для сотрудников ГУФСИН.

 
« Пред.   След. »
диета диета диета диета диета диета

© 2008-2016 Краснодарская краевая общественная организация выпускников российских вузов
При использовании материалов сайта ссылка/гиперссылка на ресурс обязательна