img6.jpg
Общие сведения об Общественной награде "За благоустройство среды обитания"
Image

Учредители, органы власти, спонсоры и жюри.

 
Лауреаты Общественной награды "За благоустройство среды обитания" 2016
Image

Полный список всех лауреатов.

 
Номинанты Общественной награды "За благоустройство среды обитания" 2016
Image

Полный список по всем номинациям.

 
Учащиеся Кавказского района передали использованные батарейки в ООО "Ртутная безопасность"
Image

Учащиеся собрали 1200 использованных батареек. Передача трех контейнеров опасных отходов состоялась в Краснодаре.

 
Все новости


  Ссылки на международные общественные
организации, с которыми мы сотрудничаем





Главная arrow Взаимодействие с ГУФСИН по Краснодарскому краю arrow Выступление М. В. Саввы на конференции ФСИН
Опубликовать


Выступление М. В. Саввы на конференции ФСИН Печать
28.04.2009 г.

Выступление председателя Общественного совета при ГУВД по Краснодарскомк краю М. В. Саввы «О реализации общественного контроля за обеспечением прав человека в системе органов внутренних дел»

В своем выступлении я буду говорить об общественном контроле в краевой правоохранительной системе в целом, включая структуры Главного управления внутренних дел, Управления Федеральной миграционной службы, Главного Управления федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю.

Считаю необходимым уточнить цели общественного контроля за соблюдением прав человека. Думаю, что в настоящее время их четыре:

— уменьшение количества случаев нарушений прав человека. Эта цель является главной, но не единственной;

— повышение уровня доверия граждан к органам внутренних дел;

— исключение таких социальных раздражителей, которые могут привести в условиях социально-экономического кризиса к массовым протестным действиям. Не буду подробно напоминать о выступлениях молодежи в ряде европейских столиц, которые последовали за убийствами, совершенными полицейскими;

— улучшение координации деятельности органов внутренних дел и гражданского общества, без чего невозможна, например, эффективная профилактика преступлений.

Нарушения прав человека остаются чрезвычайно серьезной проблемой в системе органов внутренних дел. Это происходит не только в учреждениях системы ГУФСИН, но и в дежурных частях, ИВС, во всех спецучреждениях милиции, в ходе проверок документов. Для нас должно быть принципиально безразлично, сотрудник какого ведомства нарушает права человека.

У проблемы нарушения прав несколько основных причин:

— низкая правовая культура как сотрудников правоохранительных структур, так и граждан. Первые зачастую не видят границ своих полномочий, вторые не знают своих прав и не умеют их отстаивать. Просветительская работа не просто необходима, она должна быть массовой и значительно более активной. При этом, по моему мнению, требуется изменение содержания и иногда — кадрового состава преподавателей в учебных заведениях, которые готовят офицеров для системы ОВД. Серьезнейшие проблемы существуют в отборе юношей и девушек для обучения в вузах МВД;

— недостаточность общественного контроля за деятельностью ОВД, особенно за ходом расследования случаев грубого или массового нарушения прав человека. Первые элементы системы такого контроля появились в лице общественных советов и общественной наблюдательной комиссии, но единой системы еще нет. Чрезвычайно слабо работают краевые СМИ по донесению до населения фактов нарушения прав и принятых мер. Общественный контроль предполагает открытость информации о деятельности органов внутренних дел. Естественно, я не имею в виду информацию, составляющую государственную тайну. Положение дел в области открытия информации может измениться с 1 января следующего года, когда вступит в силу принятый в феврале этого года Федеральный закон «О доступе к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления». К вступлению этого закона в силу необходимо готовиться, для этого и дан переходный период. Все органы государственной власти должны будут обнародовать значительно больший объем информации о своей работе, чем это делается сейчас;

— высокий уровень коррупции в системе ОВД. По экспертным оценкам, в последние годы все чаще можно встретить такое новое проявление коррупции, как неисполнение подчиненными прямых указаний начальника в случае, когда это указание противоречит их коррупционным интересам. Этот индикатор свидетельствует, что коррупция начала угрожать управляемости системы охраны правопорядка. Целый пакет федеральных антикоррупционных законов принят, и должна быть проведена большая работа по внедрению их в жизнь. Напомню, что на днях Законодательным Собранием Краснодарского края рассмотрен закон «О противодействии коррупции в Краснодарском крае», разработанный по инициативе прокуратуры края.

В течение последних четырех лет благодаря инициативам федеральной власти в рамках административной реформы появились новые институты общественного контроля за деятельностью ОВД:

— Общественная палата Российской Федерации;

— общественные советы на уровне министерства, служб, территориальных управлений в субъектах Федерации;

— Совет при главе администрации края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека;

— общественные наблюдательные комиссии по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

Эти структуры стали не только инструментами контроля, но и экспертными органами, а также механизмом «стыковки» правоохранительных органов и общества. Такое усиление взаимодействия, наряду с другими мерами, отразилось на имидже правоохранительных структур. Отмечу, что, по результатам исследования Левада-центра, в конце прошлого года 21% россиян полностью доверяли милиции. Относительно невысокий показатель, но это смотря с чем сравнивать. На протяжении последних лет этот показатель колебался от 10 до 15%. Так что рост налицо. В то же время людей, которые считают, что милиция совершенно не заслуживает доверия, — 28%. Не вполне доверяют милиции еще 43%.

Особенностью Краснодарского края является то, что, несмотря на принятие в мае прошлого года закона «Об Общественной палате Краснодарского края», краевая палата до настоящего времени не создана. Задержка в течение года — это уже не случайность, а проявление политической воли краевого руководства.

Практика показала, что для эффективности работы этих структур необходима заинтересованность в результате как членов общественных советов, так и руководства подразделений ОВД. Можно сказать, что появился новый индикатор качества работы начальника подразделения ОВД: если при нем — слабый общественный совет, значит, этот руководитель не заинтересован в социально значимых результатах и решает какие-то другие задачи. В нашем крае работа общественных советов при ГУВД, ГУФСИН и УФМС складывается по-разному. По моей оценке, в настоящее время слабым местом в системе краевых общественных советов является совет при УФМС.

Что необходимо сделать в течение этого года для повышения качества общественного контроля в системе ОВД?

1. Ввести практику разработки и обнародования ежегодных отчетов о своей деятельности общественными советами при всех правоохранительных структурах.

2. Сформировать Общественную палату Краснодарского края, которая потенциально может стать эффективным и конструктивным механизмом общественного контроля.

3. Улучшить координацию между краевыми общественными советами при ГУВД, ГУФСИН, УФМС через перекрестное членство. Один или несколько членов каждого такого совета должны входить в другие «родственные» общественные советы.

4. По итогам всех мероприятий по общественному контролю давать информацию о них для обнародования на сайтах гражданского общества (портал гражданского общества Краснодарского края, сайт Южного регионального ресурсного центра и т. д.).

5. Включить в ежегодные публичные отчеты краевых ОВД раздел «Мероприятия по профилактике нарушений прав человека». Годовой отчет делает, например, Главное управление внутренних дел. Главное управление исполнения наказаний в настоящее время отчета за год не делает, и уже пора обдумать необходимость подобного отчета.

 
« Пред.   След. »
диета диета диета диета диета диета

© 2008-2016 Краснодарская краевая общественная организация выпускников российских вузов
При использовании материалов сайта ссылка/гиперссылка на ресурс обязательна